В этом году Грег Ванцо получил свою первую Эмми (материал был написан в 2002 году - прим.адм.), итог 15 лет нешуточного «карандашного километража», изнурительных часов, потраченных на то, чтобы вдохнуть жизнь в рисунки.
Но в тот сентябрьский вечер, когда Футурама опередила Симпсонов — неизменного лидера, в номинации за выдающуюся анимационную программу, мистера Ванцо поблизости от Шрайн Аудиториум не было. Он был почти в 6000 милях оттуда, в Сеуле, в Южной Корее, где он теперь преимущественно живет и работает.
«Очень жаль, что я это пропустил,» — сказал Ванцо, совладелец Rough Draft Studios, студии, которая делала анимацию к Футураме. Он был с рабочим визитом в офисе Rough Draft Studios месяц спустя после вручения награды. «Но я не создан для славы,» — добавил он. «Пока звонит мой телефон, у меня все ОК».
Спустя 11 лет, после того, как М-р Ванцо основал Rough Draft Studios в своем гараже в Ван Найс, он и его партнеры (двое из которых в тот вечер получили Эмми) – превратили ее в уважаемую анимационную компанию, известную своей высоко детализированной работой и техническими инновациями. А м-р Ванцо большую часть этого времени провел в Сеуле, где его супруга, Никки Ванцо, уроженка Кореи, основала компанию Rough Draft Korea. Эта компания, насчитывающая 500 сотрудников, является одной из крупнейших частных анимационных фирм в стране, и работает над солидным количеством наиболее популярных и уважаемых критиками современных мультсериалов, включая такие, как Футурама, Симпсоны, Спондж Боб – Квадратные Штаны, Лаборатория Декстера, Пауэр Пафф Гёлз.
Как сказал Дэвид Коэн, исполнительный продюсер Футурамы: «У них процветают настоящие семейные отношения».
И хотя обе Rough Draft — это отдельные компании, они зачастую работают вместе. В Футураме, комедийном сериале про космос, четвертый сезон которого открывается сегодня на Фокс, Rough Draft Studios в Глендэйле выполняет раскадровку, планировку и дизайн, а затем отправляет материалы в Южную Корею для окончательной трудоемкой доработки, которая уже традиционно выполняется за океаном.
Такой раздельный производственный процесс в анимации – нормальное явление, хотя не многие сериалы могут позволить себе выполнять начальную работу в США, где труд стоит дороже.
Краеугольный камень этого тихоокеанского сотрудничества – скромный человек 41 года от роду, М-р Ванцо, которого вряд ли можно назвать «шишкой». На корейском он говорит только на уровне общения в такси, а когда он бывает в Глендейле, то предпочитает каждый день обедать в простых закусочных Куизно.
«Он самый скромный глава компании, которого вы только сможете найти,» — говорит Клаудия Кац, президент Rough Draft Studios. «Он рисует, и это все, что ему нравится делать».
Находясь в Сеуле, М-р Ванцо занимается анимацией проектов для Rough Draft Studios, и, если необходимо, содействует культурному пониманию между двумя компаниями. «Люди критиковали меня за мою излишнюю практичность,» — сказал он во время перерыва в работе над короткометражным фильмом для Warner Brothers. «Но анимирование – это та вещь, которая приносит мне наибольшую радость. Я не являюсь великим коммуникатором, и мне не нравятся заседания и болтовня».
По всем статьям у него классический характер мультипликатора. «Грегг имеет очень учтивую манеру общения, практически неразговорчив,» — рассказывает Мэтт Гроунинг, создатель Футурамы и Симпсонов. «Но он постоянно оправдывает возлагаемые надежды». Rough Draft Studios чуть не упустила шанс «оправдать возлагаемые надежды» по Футураме. Хотя у компании была хорошая репутация в этой отрасли по работе с меньшими проектами, такими, как «Макссс» для МТВ в 1995 году, м-р Ванцо с партнерами никогда не работали над «прайм-тайм» сериалами. Основная анимация в Симпсонах была сделана Film Roman, компанией из Лос-Анджелеса.
«Фокс оказывал на нас значительное давление, чтобы мы работали с рядом известных компаний,» — говорит м-р Коэн. «А с другой стороны была эта маленькая студия, которая хотела показать, на что способна».
М-р Гроэнинг вспоминает единогласное мнение продюсеров этой индустрии: «Кто угодно, но только не Rough Draft».
«Как сказал мне один из них, «это психушка, в которой управляют сами психи». Он имел ввиду, что это компания, которую основали мультипликаторы, а не бизнесмены, которые набрали мультипликаторов». Офисы Rough Draft укрепляют это впечатление: в конференц-зале преобладают ряды мест на манер тех, что есть в школьных спортзалах.
Но м-р Гроэнинг и м-р Коэн вскоре стали довольны своим выбором, и даже Фокс изменил свое мнение, когда увидел конечный результат. «Это было сделано с такой любовью», — говорит м-р Коэн. «Они добились гораздо большего, чем я мог даже надеяться».
Часть достижений Rough Draft чисто техническая. В некоторых эпизодах Футурамы содержится около 50 000 рисунков, хотя даже в прайм-тайм сериалах их нормальное количество это 20000-25000.
Сериал был создан в такое время, когда 3-D компьютерная анимация только-только стала доступной для телесериалов. Он включил в себя слияние новейших технологий, которые внедрялись под наблюдением брата м-ра Ванцо —Скотта, с традиционной двухмерной анимацией.
«Временами я не уверен, вижу ли я 3-D модель, или же это рисунок», говорит м-р Коэн. Как он говорит, эпизод, который получил Эмми, наглядно показывает, настолько Rough Draft улучшила его содержание. В одной сцене персонаж Лила рассеянно берет солонку и начинает крутить ее в руке, движение, подсказанное Ричем Муром, совладельцем Rough Draft.
«Когда я увидел эту сцену, я сказал: Это не мультипликационный персонаж. Это настоящий человек» — вспоминает м-р Коэн. «Это такие вещи, которых в сценарии не напишешь».
М-р Ванцо, который родился в Вебстере, штат Нью-Йорк, изучал иллюстрирование в Университете Сиракуз, а анимацию в Калиф. Артс. Одна из его первых работ в этой индустрии — это аниматор в Marvel Comics, компании, которая работала над телевизионным сериалом, основанным на игрушке «Мой Маленький Пони». «Я оказался единственным, кто мог нарисовать уродливого пони», говорит м-р Ванцо.
Будучи отправленным фирмой Марвел в Корею, в качестве наблюдателя, он встретил миссис Ванцо, которой сейчас 41. Она была корректором анимации, т.е. тем, кто просматривает окончательные рисунки на предмет ошибок. Это был как раз случай притяжения противоположностей – миссис Ванцо привыкла к лучам софитов и к задаче управления большой компанией. «Он так не похож на меня,» — поведала она нам по телефону из своего офиса в Сеуле. «Но мы сним хорошо гармонируем».
После свадьбы молодожены переехали в Лос-Анджелес на три года. М-р Ванцо помогал с основанием компании Rough Draft Studios, а миссис Ванцо работала корректором в сериале «Рен и Стимпти», созданным Джоном Кричфалуши. «Однажды я пошла к Джону и сказала: «Почему бы мне не взять все это дело в Корею, где мы с Грэгом могли бы сделать все получше», сказала миссис Ванцо. «Вот так все и началось».
Сейчас миссис Ванцо своего рода знаменитость в стране, где всего несколько женщин являются действующими руководителями компаний. Недавно снятый Корейским телевидением документальный фильм показал некоторые моменты ее жизни, включая первую встречу мистера Ванцо с ее многочисленной семьей. М-р Ванцо и его партнеры из Rough Draft Studios сфокусировали свои усилия на театральных короткометражках и пилотном выпуске для Cartoon Network – «Грибок среди нас». Работа над последним сезоном Футурамы окончена, и Фокс пока не принял решения по возобновлению сериала.
Офис в Глендэйле, в котором работало до 130 человек, большинство из которых трудились над Футурамой, теперь насчитывает всего 30 человек, и они ждут решения. «Это так грустно видеть, как уходят люди, и это раздражает, так как придется отбирать новых людей, если сериал возобновится,» — говорит м-р Ванцо. «Но в анимационном бизнесе такое происходит постоянно».
По правде говоря, он, похоже, не возражает против ремесленной стороны своей карьеры, которая завела его в такие географические и художественные дали, которых он даже не мог представить. «Я думаю, что я по большей части ремесленник,» — говорит м-р Ванцо. «Мой дед был каменщиком в северной части Нью-Йорка, и построил эти прекрасные дома. Он был человеком, который не искал большого признания, но который прикладывал все усилия и получал удовольствие от работы. А затем он переходил к следующему дому» |